Дистанционный консалтинг
Налоговый учет
Главная

Порядок утверждения и применения учетной политики для целей налогообложения

Порядок утверждения и применения учетной политики для целей налогообложения по НДС описан в ст. 167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. По другим налогам такой порядок не установлен, но в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2002 г., ряд вопросов, касающихся исчисления налога на прибыль, должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.

В соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения НДС утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения руководителем организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода по НДС (календарный месяц, а для организаций с ежемесячными в течение квартала суммами выручки (без учета налога и налога с продаж) от реализации не более одного миллиона рублей -- квартал) и считается применяемой со дня создания организации.

По аналогии с бухгалтерским учетом согласно положениям Налогового кодекса РФ и иных нормативных актов по налогам и сборам изменения в учетной политики организации могут производиться в случаях:

  • изменения законодательства РФ по налогам и сборам;
  • принятие организацией новых или иных способов ведения налогового учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.
Изменения учетной политики, связанные с добровольным принятием организацией новых способов ведения налогового учета, должны вводится с начала нового налогового периода (с 1 января).

Изменения и дополнения учетной политики, связанные с изменениями законодательства РФ по налогам и сборам либо введением новых видов деятельности предприятия, подлежащих особому порядку налогообложения, или реорганизации предприятия, допускается с момента вступления в силу соответствующих документов, в т.ч. и в течение отчетного (налогового) периода.

При этом все изменения должны найти отражение в соответствующем организационно-распорядительном документе организации в виде изменений и дополнений вносимых в уже действующую учетную политику предприятия.

Выбранные в учетной политике способы ведения налогового учета устанавливаются в целом для предприятия. Таким образом, отдельные цеха, обособленные подразделения, филиалы (включая выделенные на отдельный баланс) должны придерживаться, установленной предприятием учетной политики.

При формировании элементов учетной политики для целей налогообложения организация выбирает один способ из нескольких допустимых законодательством. При этом по каждому пункту учетной политики рекомендуется делать ссылку на конкретную статью Налогового кодекса или других актов налогового законодательства, позволяющую использовать соответствующий метод или норму.

Кроме того, организация вправе отразить в учетной политике для целей налогообложения вопросы, по которым в налоговом законодательстве существуют противоречия либо решения которых нет на законодательном уровне. Это связано с тем, что учетная политика для целей налогообложения, оформленная в установленном порядке, может служить веским аргументом при защите интересов организации перед налоговыми органами и в арбитражном суде. Например, в п. 1 ст. 269 НК РФ при описании особенностей отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам дается определение долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях. Под этим понятием подразумеваются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки под аналогичные по качеству обеспечения и попадающие в ту же группу кредитного риска. Детализации "аналогичных по качеству обеспечений" не дается. Поэтому, организации вправе в учетной политике для целей налогообложения отразить свое понимание этого термина, пользуясь положением п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с ним все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В случае, когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, то при формировании учетной политики организацией разрабатывается соответствующий способ или форма (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога или сбора, исходя из действующих положений законодательства.

Кроме того, фиксируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по разным видам деятельности предприятия.

Обе учетные политики - бухгалтерскую и налоговую можно утвердить одним приказом руководителя организации, четко разделив их внутри приказа (например в отдельных разделах).

Тем не менее, учитывая достаточный объем и, несомненно, самостоятельное значение лучше оформлять отдельный приказ об учетной политике организации для целей налогообложения.


Print versionВерсия документа для печати

Рейтинг@Mail.ru