Курсы валют
на 23.09.2017Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня воскресенье, 24.09.2017: публикаций: 6062
Консультации. Опубликовано 14.04.2017 10:42  Просмотров всего: 1621; сегодня: 2.

Как оценить бизнес перед его покупкой или продажей

Как оценить бизнес перед его покупкой или продажей

Для оценки стоимости компаний используют три подхода: доходный, затратный и сравнительный. Выбор одного или сразу нескольких зависит от ситуации и цели оценочного отчета.

Чем отличаются подходы к оценке бизнеса.

У каждого подхода к оценке бизнеса имеются плюсы и минусы. Например, самый эффективный с точки зрения купли-продажи - это доходный подход, но сравнительный и затратный годнее для принятия управленческих решений и планирования деятельности в долгосрочном периоде.

Доходный подход

Определяет реальную цену будущих выгод, возникающих в результате использования объекта и возможной его продажи. Этот подход основной для оценки текущей стоимости компании, которую не планируют ликвидировать

+ учитывает изменение доходов и расходов в прогнозном периоде, а также риски, которые закладываются в ставку дисконтирования - сложно получить точный прогноз в нестабильных экономических условиях.

Методы подхода

метод предполагаемой продажи

ничто иное, как подсчет прогнозных доходов от продажи компании. Зачастую признается вспомогательным, а его результату присваивается минимальный удельный вес. Основные недостатки – допущения в отношении значений будущих мультипликаторов, снижающие точность оценки.

метод капитализации

это будущие денежные потоки, которые получит собственник при продолжении владения бизнесом. Подходит только для оценки зрелых компаний с постоянными доходами, при условии что ситуация на рынке стабильна.

метод экспертных оценок

применяется, если оцениваемая компания имеет внутренний потенциал роста без инвестиций. В соответствии с этой моделью постпрогнозный период предварительно разбивается на такие конечные подпериоды, в течение которых темп изменения денежных потоков можно считать условно-постоянным.

метод дисконтированных денежных потоков

основной при расчете стоимости компании доходным подходом. Главное достоинство в том, что он учитывает как ожидания продавцов, так и планы покупателей в части извлечения доходов от оцениваемого бизнеса. Отсюда и недостаток – трудоемкость метода. Для оценки по нему сперва потребуется рассчитать инвестированной капитал, затем скорректировать его на долг, неоперационные активы и скрытые обязательства. Чтобы понять, в каких временных рамках прогнозы денежных потоков будут достоверны, понадобится решить, на какой срок менеджмент обычно планирует деятельность компании (в бюджете, в бизнес-плане), составить прогнозы отраслевых аналитиков, распространить прогнозы макроэкономических показателей.

Затратный подход

На его основе можно определить затраты на воспроизводство (создание идентичного объекта) либо замещение объекта оценки с учетом физического и морального износа.

+ Оценка бизнеса получается наиболее обоснованной, так как расчеты проводятся согласно финансовым и учетным документам.

- Отражает стоимость прошлого периода, не учитывая текущую ситуацию и перспективу развития бизнеса

Методы подхода

Метод ликвидационной стоимости

используется для оценки компаний, чье продолжение деятельности не представляется возможным или считается экономически нецелесообразным. Он определяет рыночную стоимость ликвидируемого бизнеса, сроки реализации его имущества, а также рассчитывает, возможно ли за счет продажи активов компенсировать задолженность компании и расходы, связанные с ее ликвидацией. Либо же метод позволяет сделать вывод о необходимости реструктуризации бизнеса. Оценка обязательств компании – важнейший элемент метода. Существуют проблемные статьи баланса, оценка которых производится только экспертным путем: это незаконченные судебные процессы, гарантийные обязательства, разногласия с налоговиками и т. д.

Метод чистых активов

один из самых понятных и простых в исполнении способов определения стоимости бизнеса. Чтобы оценить стоимость компании по нему, предстоит выявить все активы и обязательства, оценить их по рыночной стоимости, определить рыночную стоимость компании (100% собственного капитала) как разницу между рыночной стоимостью активов и обязательств. Для бизнеса, где нематериальные активы играют значимую роль, метод слабо применим.

Сравнительный подход

Позволяет оценить бизнес путем сравнения объекта оценки с его аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах.

+ базируется на реальных рыночных данных, отражает опыт продаж и покупок, учитывает влияние отраслевых факторов

- не учитывает будущие ожидания инвестора

Методы подхода

Метод ретроспективных сделок

позволяет оценить компанию, основываясь лишь на данных о сделках с ее собственными акциями или долями. Он прост в использовании, объем исходных данных минимален, расчеты не трудоемки. Минус – ограниченность применения. С его помощью можно оценивать только те компании, по которым имеется информация о купле-продаже акций или долей.

Метод рынка капитала

заключается в использовании в оценке цен сделок, фактически совершенных с миноритарными пакетами акций компаний-аналогов

Метод отраслевой специфики

согласно ему предприятие оценивают на базе собственного материального капитала и премии за гудвилл. Оценка базируется на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми показателями предприятий той отрасли, в которой действует оцениваемый бизнес.

Исходной информацией для оценки стоимости бизнеса сравнительным подходом (независимо от метода) служат данные о продаже компаний-аналогов, причем как бизнеса в целом, так и его части – акций или долей.

Для минимизации искажений необходимо разобраться с особыми мотивами и условиями проведения каждой из анализируемых сделок.

Далее рассчитать и скорректировать мультипликаторы – это коэффициенты, характеризующие зависимость рыночной стоимости компаний-аналогов от их основных показателей деятельности.

И наконец, сопоставить между собой результаты оценки, полученные с применением различных мультипликаторов, задать для них удельный вес, определить итоговое значение чистой стоимости капитала и скорректировать ее.

Чаще всего, при оценке стоимости бизнеса применяется несколько или все три подхода. В таких случаях понадобится свести результаты в один. Тут важно учесть цель оценки, характер деятельности компании, состояние активов, качество данных, а также определяющие факторы в ценообразовании объекта оценки с точки зрения инвестора.

Сперва задается вес для каждого из трех результатов расчетов. Для этого каждый подход оценивается по четырем критериям:

1. полнота информации, на основе которой проводились расчеты;

2. наличие ценообразующих факторов

3. учет мотивации и действительные намерения

4. соответствие подхода цели оценки.

За каждый критерий полагается от 1 до 4 баллов. Затем в общем количестве баллов нужно определить долю, приходящуюся на каждый из трех подходов. Остается полученные веса умножить на результаты оценки, соответствующие подходам, и полученные величины сложить. Эта сумма и будет итоговой рыночной стоимостью объекта оценки.

Как правильно оценить бизнес, Вам подскажут консультанты Ай-Эс Консалтинг. Наш адрес: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 21к3. Тел./факс. +7 (495) 646-61-65 и +7(968) 726-60-20. Почта: e.perezhogin@iscons.ru Сайт: http://www.iscons.ru/. Страница в соцсетях: https://www.facebook.com/intcons/


Ньюсмейкер: Ай-Эс Консалтинг — 9 публикаций
Сайт: www.iscons.ru
Телефон: 8-968-726-60-20
Тематические сайты: Консалтинг, Малый бизнес, Торговля, дистрибуция, продажи
Сайты субъектов РФ: Москва, Московская область
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия
Ломов Александр: «То, что дети не любят сыр – это миф. Гурманов среди юного поколения предостаточно» Промышленный туризм в действии. «Ангария» - фабрика мороженого с 1 октября ждет гостей. Услуги по сертификации от аккредитованной компании Пять революционных изменений, которые сделают финансовые технологии совершеннее Небо Павловки вновь озарилось звездами Эксперт о психологии должника Первокурсников КФУ посвятили в профессию педагога Емкость рынка одноразовой посуды в 2017 г. превысит 350 млрд. руб. В Ленинградской области открылся новый мясоперерабатывающий комбинат "Агро-Озерный" Валентин Пикуль. Собрание сочинений в 28 томах.

   Поделиться: